Урок – исследование текста.

Тема урока: Роль членов предложения в создании художественного образа.

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса.

 

Ход урока.

I.        Оргмомент.

II.     Учитель предлагает ученикам решить лингвистическую задачу.

- Нужна ли запятая в следующем предложении? (Предложение проецируется на экран)

Луна как огромный сверкающий круг.

Слайд 1

Ученики находят грамматическую основу предложения. В предложении говорится о луне (что?). Луна – это подлежащее, выраженное существительным. Луна есть что? круг. Это составное именное сказуемое, которое присоединяется с помощью сравнительной частицы как. Следовательно, запятая перед как не нужна.

 

Словарная работа.

На экран проецируется запись: Изысканный, -ая, -ое. Утончённый, изящный.

Слайд 2

Учитель предлагает составить и записать словосочетания с этим словом (изысканная фраза, изысканный наряд).

Демонстрируется портрет Н.С.Гумилева.

Слайд 3

Звучит "слово" о поэте, в одном из стихотворений которого мы встречаемся с образом изысканного жирафа.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Он бредил "Музой дальних странствий".

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

 

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель…

 

В 1906 году он совершил первое путешествие, по тем временам довольно обыкновенное, - в Париж, где учится в Сорбонне, затем – Италия, древние, гордые города-государства. Потом последовали Греция, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка.

Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой.

Но не только поиском приключений занят он в своих путешествиях; он собирает для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, записывает легенды, сказания, сочиняет стихи.

Учитель читает стихотворение Н.С.Гумилева "Жираф".

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко. далеко, на озере Чад,

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран.

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

Формулируется тема и задачи урока.

Беседа.

-         Каким настроением проникнуто это стихотворение?

-         Кому адресован рассказ о жирафе?

Далее ученикам предлагается задание, которое нужно выполнить на компьютере, используя текстовый редактор Блокнот или WordPad.

- Вставьте пропущенные буквы. Устно обоснуйте, какие орфограммы чаще всего встречаются.

Сегодня, я вижу, особе(н,нн)о грустен твой взгляд,

И руки особе(н,нн)о тонки, к...лени обняв.

Послушай: д..лёко, д..лёко, на оз..ре Чад,

Изыска(н,нн)ый брод..т ж..раф.

Ему грац..озная стройность и нега дана,

И шкуру его укр..ша..т в..лшебный узор,

С которым равня(тся,ться) осмелится только луна,

Др..бясь и к..чаясь на влаге ш..роких озер.

Вд..ли он подобен цв..тным п..русам к..рабля,

И бег его плавен, как радос..ный птичий п..лет.

Я знаю, что много чудес..ного вид..т земля,

Когда на з..кате он пряч..тся в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки т..инстве(н,нн)ых стран.

Про ч..рную деву, про страсть м..л..дого в..ждя,

Но ты слишком долго вдыхала тяж..лый туман,

Ты верить не хоч..шь во что(нибудь), кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про зап..х (не)мысл..мых трав.

Ты плач..шь? Послушай… д..леко, на оз..ре Чад

Изыска(н,нн)ый брод..т ж..раф.

 

Сохраните текст в файле "Жираф" и проведите самоконтроль, просмотрев текст в Microsoft Word со включенной автоматической проверкой орфографии. (Слова с орфографическими ошибками будут подчеркнуты красной линией).

Назовите сказуемые, которые передают состояние женщины. Определите их вид. (Составное именное).

Перестроим первое сказуемое. Ты грустишь. Что изменилось? Второе (тонки) перестроить нельзя. Цель употребления этих сказуемых – описать состояние.

Найдем сказуемые, относящиеся к жирафу. Распределим их на три столбика.

 

простое глагольное

составное глагольное

Составное именное

бродит

украшает

прячется

 

 

действие

равняться

осмелится

дана

подобен

плавен

 

 

описание

 

-         В чем особенность употребления составного глагольного сказуемого? (неопределенная форма + вспомогательный глагол).

-         Заменим второе слово на  может, хочет (может равняться, хочет равняться). Сравним эти словосочетания с использованным осмелится равняться.

Вывод: инверсия логически выделяет слово осмелится.

-         Устно назовем словосочетания, в состав которых входят дополнения. (Дана ему, знаю сказки, украшает шкуру, вдыхала туман). Их немного, следовательно, не дополнения несут основную смысловую нагрузку.

-         Выпишем словосочетания, в состав которых входят обстоятельства, обозначим их вид.

      времени       ´           степени        ´          степени           ´          места          ´

Сегодня грустен, особенно тонки, особенно грустен, далеко бродит…

 

-         Какой способ связи в данных словосочетаниях? Чем вызвано повторение? В каком произведении мы встречались с оправданным повтором?

-         Какие из обстоятельств стоят в начале предложения? (Места и времени – очерчивают пространственные и временные рамки).

-         Есть ли обстоятельства, выраженные какими-либо оборотами? Какова их роль?

 

Наблюдения над ролью определений.

 

Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, широких озер, цветным парусом, мраморный грот, шкуру его, на влаге озер, парусам корабля.

 (Слова проецируются на экран)

 


Слайд 3

-         Каких определений больше – согласованных или несогласованных?

-         Назовите эпитеты.

Сделайте вывод: почему же жираф не просто пятнистый, длинношеий, а изысканный? Какие члены предложения наиболее активно участвовали в создании художественного образа.

 

Подведение итогов урока.

 

Литература.

1.      Гумилёв Н.С. Стихотворения и поэмы. – М., Современник, 1989.

2.      Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3.      Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. – М., Просвещение, 1993.