Муниципальное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия

Большеелховская средняя школа
 
 
Меню


     главная

  школа
     о селе
     наша школа
     учителя
     выпускники
     фотолетопись
     пресса о школе
     школьная газета
     КПМО

  учителям
     разное
     математика
     информатика
     русский язык
     литература
     технология
     астрономия
     история
     обществознание
     ОБЖ
     иностранный язык
     начальная школа

     библиотека

  ученикам
     ЕГЭ
     уроки
     творческие работы
     полезные ссылки

  родителям
     разное


     гостевая книга
     каталог ссылок
     полезные статьи
     e-mail

     

 
 
Полезные статьи

Учебный предмет и дидактические подходы

Учебный предмет в педагогических словарях и литературе понимается по-разному:

  1. основная структурная единица учебно-воспитательного процесса, одно из средств реализации содержания образования в системе общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
  2. область знания, адаптированная для целей образования;
  3. система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении.

Эти определения обладают общим свойством – они неточны. В первом происходит определение частного через общее: учебный предмет – структурная единица учебно-воспитательного процесса (одно из средств реализации содержания образования) – однако, в чем заключаются специфические особенности этой структурной единицы, позволяющие выделить ее как отдельное понятие, неясно.

Второе определение также размыто, расплывчато – область знаний, адаптированная для целей образования – может представлять собой учебный курс, учебный материал, фрагменты научного знания. Видимо, в понимании того, что значит адаптировать область знания для целей образования, и заключаются сущностные черты учебного предмета, но они не раскрыты в данном определении.

Третье определение дается через состав учебного предмета, сводя его к знаниям, умениям, навыкам, что ограничивает само понятие учебного предмета.

В качестве рабочего определения мы предлагаем следующее: учебный предмет – целостная часть содержания образования, отобранная и структурированная в соответствии с теоретическими (общедидактическими, частно-методическими) основаниями, выполняющая определенные функции в процессе обучения.

Это определение не ограничивает сферу применения понятия «учебный предмет» каким-либо одним подходом, определяет частное через общее, выделяет функции дидактики и методики в конструировании учебного предмета.


Длительное время дидактика развивалась в рамках традиционного «знаниево-ориентированного» подхода. Представление о процессе обучения формулировалось, исходя из признания главной его цели – вооружения учащихся прочными знаниями, умениями, навыками. Дидактика осуществляла поиск закономерностей учебного процесса, определение принципов, содержания, методов, форм обучения. Формулировки основных дидактических категорий у различных исследователей отличались друг от друга, но обусловлено это было различными авторскими позициями при, в общем-то, единых исходных основаниях.

Наряду с традиционным подходом к процессу обучения, который ведет свою историю, начиная с Я.А. Коменского, в дидактике всегда существовал другой - «детоцентристский», гуманистический, личностно ориентированный подход. Практически все великие педагоги критиковали официальную школу, предлагая изменить отношение к ребенку в процессе обучения, признать его личностью, построить субъект-субъектные отношения педагогов и воспитанников. Гуманистический личностно ориентированный подход к обучению длительное время существовал в форме теоретических идей и декларативных заявлений, не находя воплощения в дидактических системах и моделях.

В настоящее время происходит изменение образовательной парадигмы в направлении личностной ориентации образования. В дидактике начинают рассматриваться различные подходы к образованию: личностно ориентированный, культурологический, компетентностный и другие. Появляются попытки построить процесс обучения в соответствии с идеями того или иного подхода.

В различных подходах процесс обучения конструируется по-разному, различаются представления о цели, содержании образования, формах, методах, технологиях. Различается и представление об учебном предмете.



 
Погода
Наши проекты

Сайт Заслуженного учителя РМ
Разумовой Т.Н.
,
учителя русского языка и литературы

Сайт Разумова В.Н.,
учителя информатики

Сайт Суховой Т.В.,
учителя математики

Сайт Милаевой Н.В.,
учителя математики

Сайт Паршиной Л.М.,
учителя технологии, химии, биологии, экологии

Сайт «Информатика в школе»

Сайт «Птицы России»

Счетчики


 
© Большеелховская средняя школа, 2003-2010          Администратор сайта Разумов В. Н.          Дизайн Андрея Богданова
Проект при поддержке компании RU-CENTER